top of page
  • Фото автораАртём Гагауз

Эссе "Дистанционное образование как возможность самореализации педагога"

Обновлено: 16 окт. 2020 г.

"Преодоление трудностей как точка роста"

Все препятствия и трудности –

это ступени, по которым мы взбираемся ввысь…

Фридрих Вильгельм Ницше

Еще в шесть лет, когда я только начал заниматься рукопашным боем, я узнал, что такое добиваться победы, независимо от трудностей, встречающихся на пути. Мой тренер когда-то сказал, что только тот, кто учится побеждать себя, научится побеждать во всём. С тех пор это высказывание сопровождало меня всю жизнь:

на ринге, когда до завершающего бой гонга оставалось всего мгновенье;

в школе, когда я выразил стойкое желание из физико-математического класса перейти в химико-биологический, осознав уже тогда склонность к биологии;

в университете, когда, отучившись два года по специальности БИОЛОГИЯ, я понял, что хочу стать учителем и получить второе высшее образование – педагогическое;

на работе, когда я как молодой педагог пришел преподавать биологию в математическую школу ученикам, которые с головой уходят в точные науки – математику, информатику.

Во всех трудностях, которые мне преподносила жизнь, я видел точку роста и возможность получить огромный.

В английском языке есть такое слово – «challenge». Если вы поищете перевод этого слова в англо-русском словаре, то, скорее всего, вы увидите такие определения как «испытание», «сложная задача». Но, на мой взгляд, значение этого слова более многогранно. Для меня «challenge» это вызов твоим силам и возможностям, брошенный жизненными обстоятельствами. Такой вызов, принимая который, ты готовишься к трудностям, а преодолевая их, получаешь колоссальное развитие как личность, так и профессионал, заставляет расти, встать на ступень выше.

Апрель 2020 года принес мне и моим коллегам такой «challenge», который, на мой взгляд, навсегда оставил след как в мировой истории в целом, так и в истории педагогики в частности. В критических условиях пандемии я, как и всё педагогическое сообщество, столкнулся с острой необходимостью организовать для обучающихся дистанционный образовательный процесс. Иногда острая необходимость решить проблему стимулирует поиск творческих решений, не правда ли?

Я знал, что решение должно быть креативным, оперативным, эффективным и эргономичным. Проанализировав ряд цифровых платформ, я сопоставил все положительные и отрицательные характеристики каждой и представил полученный опыт педагогическому коллективу на онлайн-практикуме. Дело оставалось за малым – выбрать подходящий вариант, провести мониторинг технического оснащения обучающихся и запустить дистанционный образовательный процесс. Легко сказать, сложнее – сделать.

Работая в дистанционном режиме, я получил уникальный опыт и переосмыслил основные принципы организации современного образовательного процесса. Наряду с очевидными сложностями, новый формат обучения на самом деле предоставил широкий спектр возможностей и перспектив для самосовершенствования педагога и совершенствования всей образовательной системы в целом.

Так, дистанционный формат обучения стимулирует педагога искать и учиться применять наиболее эффективные и удобные цифровые платформы для организации образовательного процесса, а также проявлять творчество, чтобы заинтересовать обучающегося «по ту сторону экрана». Ведь крайне сложно держать внимание обучающихся, когда ты не видишь их реакцию, не получаешь моментальную обратную связь, а словно пробираешься сквозь темную сумеречную чащу к светлому сознанию детей.

Одновременно дистанционный формат обучения развивает актуальные в настоящее время «soft skills» (с английского «гибкие навыки») педагога, такие как компьютерная грамотность, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем, способность нестандартно мыслить при выборе цифровых инструментов для преподавания. Такими «гибкими навыками», на мой взгляд, должен обладать любой педагог, как бы ни был высок его уровень профессионализма и в каких бы условиях он ни работал.

Помимо самореализации, при переходе на дистанционную форму обучения особенно актуально сотрудничество, готовность учиться у коллег и совместно пробовать новые инструменты. Именно в такие моменты чувствуется, как всё педагогическое сообщество сплотилось и готово дать отпор возникшим трудностям.

Такой опыт мне показал, что вне зависимости от внешних факторов, современная школа должна быть адаптивной, то есть должна иметь возможность в нужный момент поменять форму обучения в связи со сложившейся обстановкой без вреда для образовательного процесса. Поэтому сегодня, после возвращения к традиционному формату и формам преподавания, важно не ограничиваться минимальным использованием цифровых технологий, а максимально использовать их для самосовершенствования и совершенствования образовательного процесса.

Трудности, с которыми я столкнулся, дали мощный толчок для развития уже запущенного мной проекта по цифровизации школы, и в новом учебном году я стал ответственным за направление дистанционного образования.

Это и был мой «challenge» - вызов, который изменил меня как личность, так и педагога, дал мотивацию на дальнейшее профессиональное развитие и самореализацию.

bottom of page